Причины задержки развития речи у вашего ребенка

Задержка развития речи у детейПравильная речь у ребенка свидетельствует о том, что в норме его интеллектуальное развитие. А вот задержка речи должна вызывать беспокойство у родителей, так как эффективное ее лечение возможно только в возрасте от 2 до 7 лет.

Задержка речевого развития — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей, возраст которых до 4 лет. В данном случае овладение навыками речи происходит с достаточно большим сдвигом возрастных рамок.

Отклонения в развитии речи, которые связаны с физиологией детей, требует серьезного лечения. Очень часто нужна помощь целого ряда специалистов.

От развития речи зависят основные познавательные процессы:

  • мышление,
  • внимание,
  • память,
  • воображение.

Признаки

Определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития, можно по следующим признакам:

  1. В возрасте четырех месяцев ребенок никак не реагирует, когда к нему обращается мать, не улыбается ей.
  2. В возрасте девяти месяцев у ребенка месяцев отсутствует лепет.
  3. Полуторагодовалый ребенок не говорит простые слова. Он не знает своего имени и названий различных предметов, а также не понимает простых команд («дай», «возьми», «иди ко мне»).
  4. В возрасте двух с половиной лет ребенок знает очень мало слов, не может запомнить названия предметов, не умеет строить предложения даже из двух слов.
  5. В возрасте трех лет ребенок говорит так, что не понятно даже матери. Он говорит не в состоянии сформулировать предложение из трех слов, а просто повторяет фразы из книг и мультфильмов или слова взрослых, произнесенные в его присутствии. Как правило, дети не могут понять ваших объяснений, говорят слишком медленно или очень быстро, проглатывая окончания слов. Дети имеют проблемы с жеванием и давятся даже небольшими кусочками. Они постоянно ходят с полуоткрытым ртом и имеют повышенное слюноотделение без видимых причин.

Обратите внимание, нет ли у вашего ребенка вышеперечисленных признаков. Если у вас возникнут сомнения, обязательно скажите об этом педиатру. Доктор направит вас к специалисту, который проведет обследование. Во время обнаруженная задержка речи, а также эффективное ее лечение позволят добиться полного излечения, и к школьному возрасту ваш ребенок не будет отличаться от других детей без диагноза.

Почему это происходит?

Принято разделять все причины на социальные (проблемы с воспитанием) и физиологические (проблемы со здоровьем).

Социальные причины:

  • недостаток внимания к ребенку;
  • слишком быстрая речь родителей, вследствие чего малыш не успевает понять отдельные слова и со временем не пытается воспринять, что ему говорят;
  • окружающая среда, которая перегружена посторонними звуками (телевизор, громкие разговоры взрослых, телефонные разговоры и т.д.), приводит к тому, что дети уже не придают значения словам и часто непроизвольно цитируют, услышанное по телевизору;
  • слишком сильная опека со стороны родителей;
  • двуязычная семья;
  • слишком высокие требования к речи могут вызвать нежелание говорить;
  • отсутствие мотивации к общению.

Физиологические факторы:

  • недоразвитие органов артикуляции (лицевых мышц, губ, мягкого нёба, языка);
  • нарушения слуха;
  • психологические травмы (стресс, испуг);
  • наследственные факторы;
  • нарушения зрения;
  • сильно пьющие родители;
  • поражения головного мозга;
  • врожденные заболевания (синдром Дауна, ДЦП, синдром гиперактивности, аутизм);
  • неврологические заболевания.

Отклонения в развитии речи, которые связаны с физиологией детей, требует серьезного лечения. Очень часто нужна помощь целого ряда специалистов.

Как диагностируют и лечат заболевание?

Причины задержки развития речи  у детейДиагностика задержки речи, как правило, происходит в тогда, когда ее развитие должно быть завершено. Дети к тому времени достигают трех-четырех лет. К сожалению, в основном диагноз ставится, когда самое удачное время для коррекции уже упущено. Родителям лучше всего не ждать, когда ребенок заговорит, а обследовать его.

Диагноз задержка речевого развития ставится после проведения комплексного обследования у соответствующих специалистов: невропатолога, психолога, логопеда.

Лечение назначается после определения всех факторов, приведших к появлению отклонений.

Если проблема имеет психологический характер, то хорошо подойдет для исправления ситуации дополнительная стимулирование речи. Отношения родителей и детей должны быть более эмоциональными. Также требуются занятия с логопедами-дефектологами и логопедами.
Если у ребенка имеются проблемы неврологического характера, мозговые дисфункции, то требуемое лечение назначает невропатолог.

Потребуется прием лекарств ноотропного действия, которые улучшают интегративную функцию мозга и кровообращение в нем. Проблемы речевого развития у детей, имеющие неврологический характер, могут лечиться посредством метода транскраниальной микрополяризации. При этом области головного мозга, которые отвечают за развитие речи, подвергаются действию постоянного электрического тока слабой силы. Это позволяет активизировать их деятельность, что нормализует речевые функции.

Если задержка речевого развития вызвана нарушением слуха, то такие дети направляются в специальные детские учреждения.